Моя левая нога инстинктивно ищет педаль сцепления перед запуском мотора. Тест-драйв УАЗ Патриот с АКПП начался с оказии! Тьфу, опять забыл: ее же тут нет, ведь я сижу в первом УАЗе с автоматом! Как он едет по асфальту и бездорожью, какие особенности и сюрпризы у коробки, кто конкуренты – и что за отзывная кампания уже случилась? Все ответы – в нашем тест-драйве.
Принцип “лучше поздно, чем никогда” в действии: уступив давним просьбам покупателей (и попутно держа в уме прицел на экспорт), УАЗ наконец-то выпускает свой первый внедорожник с автоматической КПП – на 78-м году жизни самого автозавода! Остряки уже вовсю шутят по этому поводу, а патриоты возмущенно вопрошают, почему на российском “Патриоте” стоит 6-ступенчатый автомат 6L50 разработки General Motors, поставляемый с французского завода фирмы Punch Powerglide. Да, на презентации представители Punch заявили ресурс этой АКПП аж в 200 000 миль (то есть 320 000 км), но как же импортозамещение?
Вслед за “Патриотом” этот же автомат получит и УАЗ “Пикап”. Работы по “двухпедальной” версии идут полным ходом, а появление новинки ожидается в конце этого года. А вот другие модели УАЗа АКПП не получат. Одно из отличий версии с автоматом – черная решетка.
Ответ прост: российскому агрегату пока просто неоткуда взяться. УАЗ разработку и запуск в серию своей АКПП в одиночку не потянет (это очень дорого и долго), а если и впряжется, то вряд ли ее окупит. Нужны продажи большими тиражами, а завод за прошлый год продал, по данным АЕБ, всего-то 41 252 машины всех моделей, включая коммерческие, которые такую коробку не получат. Взять у ГАЗа 6-ступенчатый автомат 1K0806, созданный совместно с австрийской фирмой Zoerkler Gears? Так он рассчитан на 800 Нм – под среднетоннажные грузовики с автобусами. Московская фирма КАТЕ, создавшая 9-ступенчатую АКПП для проекта Aurus? Подходящей для “Патриота” коробки у нее тоже нет и неизвестно, будет ли вообще. А “двухпедальный” УАЗ покупателям надо, как говорится, уже вчера.
Вот и пошли ульяновцы по самому быстрому, простому и более дешевому пути: раз нет своего, то покупай уже готовый вариант на стороне. Шесть ступеней выбрали как “золотую середину”: 4-5 передач мало, 8 и больше – дорого. Сама коробка 6L50 – двухсоставная, то есть ее крепежный “колокол” и основной корпус выполнены как отдельные детали с болтовым соединением. При адаптации автомата к бензиновому мотору ЗМЗ Pro (2,7 л, 150 сил, 235 Нм) оказалось достаточно изготовить под картер уазовского движка только новый “колокол” на коробку. Для сравнения, рассматривался и вариант АКПП ZF 6HP21, но у нее “колокол” и корпус отлиты одной деталью, и под нее пришлось бы менять картер маховика уже самого мотора ЗМЗ, а это слишком дорого.
“Не мы такие – рубль такой!” Шестиступенчатая АКПП 6L50 удорожает “Патриота” минимум на 99 000 рублей. Ничего не попишешь – агрегат-то импортный. На заводе во Франции его делают по полному циклу, включая отливку корпусов и нарезку зубьев шестерен. С 2006 года он применялся, например, на BMW X3, X1, 1 и 3, Cadillac ATS, STS, SRX и SLS, Chevrolet Colorado и Camaro, а еще на марках Тata и Mahindra. Агрегат держит до 320 л.с. и 500 Нм.
В ответ на поворот ключа привычно забасил выхлоп, но хорошо знакомого по “механике” бренчания и резонанса от работающего двигателя уже нет. Что случилось?! На машине с автоматом выхлопной тракт теперь висит не на стальных хомутах, которые от вибраций еще и нередко лопаются, а уже на резиновых подушках, которые и “отвязали” выпуск от рамы. (Позднее такое решение получат внедорожники с механической КПП). Тише стало в салоне и от того, что в полу кузова нет прежнего проема для рычага механической коробки – китайскому селектору с тросовым приводом переключения режимов АКПП такое большое “окно” просто не нужно.
Вообще, притихший мотор тут очень кстати, ведь чтобы шустрить в потоке или на обгонах двигатель придется часто и активно “крутить”. УАЗ пока не публикует данные по набору 100 км/час, но и без них достаточно проехать на “Патриоте” с автоматом всего километр, чтобы понять – он потупее и заметно медленнее в ускорении, чем версия с МКПП, шума на активном разгоне больше, чем динамики. Амбиции “шашечника” надо сразу оставлять за порогом, это машина для спокойной и размеренной езды.
- За резьбовой пробкой – фильтр коробки: для его смены не надо сливать масло и снимать поддон.
- Масляного щупа нет, уровень контролируется на ТО. В АКП предписано лить 9,6 л недешевой ATF Dextron 6, но заявлено, что она залита минимум на весь гарантийный срок машины (3 года/100 000 км), а дальше меняется “по состоянию”. Рабочая температура масла – 110 градусов, если выше 132 градусов – коробка уходит в аварийный режим, ограничивая обороты мотора и переключения.
- Гидротрансформатор – фирмы LuK, коэффициент трансформации – 1,5. На 1-й ступени его фрикцион блокировки разомкнут, при оборотах выше 2000 об/мин на передачах со 2-й по 6-ю он блокируется.
На средних оборотах ускорения неспешны, и чтобы машину оживить, двигатель надо “закручивать”, причем нередко в красную зону, которая начинается с 5000 об/мин. По своим настройкам коробка стремится экономить топливо и постоянно норовит переключиться на передачу повыше. Но и с модернизированным мотором ЗМЗ Pro, который стал более “низовым”, его тяги для езды внатяг на повышенных передачах не всегда хватает – вплоть до того, что в городе на таких режимах начинается отчетливая детонация в двигателе. И коробка в итоге начинает метаться между ступенями, переключаясь то “вверх”, то “вниз”.
Особенно эти метания заметны на магистрали. УАЗ заявляет, что появление шестой ступени снизило на скорости 90 км/час расход топлива на 2 л/100 км. Да, на шестой при тех же главных парах в мостах (их число 4,6) трассовые обороты мотора стали ниже: например, на 100 км/час они теперь составляют 2200 об/мин. Только прок от нее есть только на ровной дороге и на ровном газу. Чуть подъем или движение педалью акселератора – и коробка сразу переключается на пятую, потом опять на шестую… И эти довольно раздражающие в дальней дороге “скачки” на передачах были всего с двумя седоками и двумя чемоданами на борту. А если салон и багажник битком или на фаркопе висит прицеп?
Салон, “дубовая” отделка и мелкие огрехи вроде трясущихся зеркал те же, что у и на “Патрике” с МКПП. Но мультимедиа с навигацией “Навител” быстрее, получила новый интерфейс, функцию Mirror Link, разделение экрана, гироскоп и отображение режимов трансмиссии. Будет и мобильное приложение УАЗ Connect. Через смартфон можно завести мотор, провести диагностику, определить местоположение и состояние машины, считать данные о поездке и т.д.
Грязи или песков на тестовом маршруте у нас не было, так что поведение автомата на бездорожье мы оценивали на крутых каменистых горных тропах азербайджанского заповедника Гобустан в условиях 30-градусной жары. Перегреть автомат на затяжных подъемах даже на повышенном ряду в раздатке не смогли, хотя коробку не жалели и газ не гладили. Наблюдения все те же: автомат упрямо норовит при любой возможности пораньше включить следующую передачу. Даже на горках и на пониженном ряду в раздатке.
Блок управления автомата при своей работе ориентируется на нагрузку двигателя и не “видит” подъема – нет датчика продольного угла наклона дороги. Лезешь, например, на крутую гору на второй пониженной, обороты средние, в лобовом стекле видно только небо – и тут АКПП втыкает третью передачу, которую мотор уже не “вывозит”! Внедорожник словно спотыкается и сбавляет ход, приходится, матерясь, судорожно продавливать газ чуть ли не в пол, чтобы коробка одумалась и переключилась обратно.
У “Патриота” с автоматом тот же внедорожный арсенал, что и у машин с МКПП. ESP и противобуксовочная система, хорошо имитирующая межколесные блокировки, входят в цену всех комплектаций, кроме базовой. И во всех исполнениях придется доплачивать 39 000 рублей за принудительную блокировку заднего дифференциала. На фото – новые колесные диски “Футбол” с заводскими шинами Conti CrossContact ATR размерностью 235/70 R16.
В этих ситуациях боролся со своеволием АКПП с помощью “мануального” режима: включил ручками ту же вторую пониженную – и пилишь на ней вверх, пока уклон не станет более пологим. На спусках же ручной режим вполне позволяет тормозить передачами, в том числе и на верхнем ряду в раздатке. Одна беда: уж очень далеко от водителя стоит невысокий селектор автомата. А для перехода в ручной режим его еще надо толкать вправо от себя. Даже мне с моим ростом и длинными руками не слишком удобно, а каково будет тому, что росточком пониже и руками покороче?
На “Патриоте” с автоматом дебютируют новые опциональные передние кресла с другой набивкой, удлиненной подушкой и более развитой боковой поддержкой. Обивка – ткань или перфорированная кожа черного или коричневого цвета. Есть подогрев, у водителя – настройка по высоте и поясничному подпору. Сидеть в целом просторно и удобно, но из-за горба в районе поясницы в дальней дороги лично у меня начала уставать и болеть спина.
Спортивного или каких-то других режимов в АКПП нет. Нет и кнопки включения кик-дауна – для этого пришлось бы делать новый блок педали акселератора, а это время и лишние деньги. В итоге все возложено на адаптивные алгоритмы управления автоматом. В принципе, на небольшое нажатие газа или увеличение нагрузки коробка реагирует оперативно, вовремя подтыкая пониженную. Но если продавить газ в пол, когда коробка может переключиться сразу на две ступени “вниз”, то уже есть заминка.
Впрочем, я и не ждал от связки атмосферного мотора и автомата какой-то резвости и быстродействия, аналоги у других производителей едут практически так же. Можно, конечно, “чиповать” ЗМЗ Pro (предложения на рынке уже есть, как от частников, так и от дилеров), чтобы ехал пободрее, но кардинально добавить внедорожнику прыти смогут или дизель, или более мощный бензиновый движок.
Передние опоры мотора и поперечина рамы с оригинальной опорой под АКПП – новые. Задний кардан короче, передний длиннее, крестовины – прежние. Катализатор пришлось компоновать возле коробки и отгораживать тепловым экраном. Теплообменник, завязанный на измененную систему охлаждения мотора, помогает прогреть коробку зимой, а остужает ее под нагрузками отдельный корейский охладитель – он стоит в самом верху за решеткой радиатора, где его меньше закидывает грязью. Так что перегреть АКП непросто.
Темы про дизель ульяновцы пока избегают (мол, все зависит от спроса и рынка), а вот про грядущий бензиновый турбомотор ЗМЗ объемом 2,3 л уже говорят открыто. У него ожидается отдача под 200 л.с. и более 300 Нм крутящего момента. Но нынешний Patriot вряд ли его получит – турбоагрегат явно готовят под новое поколение внедорожника, которое должно выйти в ближайшие 2 года.
Зато сейчас, как выразился коллега, с автоматом “тошнить” по дорогам уже стало веселее! Можно вальяжно развалиться в кресле и держать руль одной рукой: больше нет этой утомляющей работы тяжелой педалью сцепления и тугим рычагом механической коробки, нет ее “фирменного” рычания на разгоне, меньше устаешь от долгой рулежки в пробках, на трассе и бездорожье, легче трогаться, не боясь заглохнуть…
Вместо корейской раздаточной коробки Dymos автомат “скрестили” с более дешевой индийской раздаткой Divgi TTS (аналог агрегата фирмы BorgWarner) с электронным управлением. Ее меньшее передаточное число пониженного ряда (2,48 против 2,54 у Dymos) отчасти компенсируется гидротрансформатором автомата. Справа виден резиновый подвес выхлопа. Еще дилеры будут предлагать стальную 2-миллиметровую защиту днища от бампера до бака, состоящую из четырех частей и закрывающую мотор, АКПП и раздатку.
На это и рассчитывает УАЗ, запуская с 1 октября продажи “Патриота” с автоматом. В компании уповают, что эта коробка привлечет новых покупателей, включая тех, кто сейчас и вовсе ездят на легковушках, но хотят пересесть на что-то повыше и побольше. Машина с механической коробкой им точно не нужна, а вот к более простому и удобному в управление УАЗу с автоматом они уже готовы присмотреться.
Надеются в Ульяновске и на то, что станет больше покупателей в крупных городах, а вот на регионы и глубинку больших надежд не возлагают – там все эти ваши автоматы не нужны, народ предпочитает более дешевую, простую и предсказуемую “механику”.
На ходу “Патриот” с АКПП ведет себя так же, как и версия с “механикой”, ведь подвеска, резкие тормоза и рулевое одни и те же. С новым передним мостом машина лучше держит прямую, хотя боковой ветер и уводит ее в сторону, заставляя подруливать. По трассе выше 110 км/час ехать не хочется (шумят кузов и резина), а вот вне асфальта “Патриот” все так же провоцирует прохватить. Но на кочках нас и коллег просто извел скрип петель двери багажника! Похоже, вылезающие там и сям “косяки” исправит только новое поколение…
Цены и подробное описание версий на “Патриот” с АКПП УАЗ озвучил еще в конце августа, и они пока не изменились. Четыре комплектации (Оптимум, Премиум, Статус и лимитированная серия Edition I) обойдутся, соответственно, в 1 034 000, 1 180 000, 1 268 000 и 1 298 000 рублей без учета опций. С ними самое дорогое исполнение Edition I потянет на 1 382 000 рублей, а Премиум – уже на 1 395 000 рублей! Внедорожных или экспедиционных исполнений у “Патриота” с автоматом пока нет.
Конкуренты? Забудьте! Кризис вымел с российского рынка все бюджетные альтернативы, и ситуация в будущем вряд ли изменится. Давно нет таганрогского ТагАЗа, выпускавшего модели Tager и Road Partner (лицензионные SsangYong Korando и Musso) с рядной 220-сильной бензиновой “шестеркой” и 4-ступенчатым автоматом.
“Патриот” с АКПП рассчитан на буксировку 1,5-тонного прицепа, оборудованного тормозами.
Сам SsangYong в 2014 году свернул производство и российские продажи модели Kyron с дизелем и бензиновым мотором в паре с 6-ступенчатым автоматом. Безвозвратно ушел китайский рамный Great Wall Hover H5 с турбодизелем с 5-ступенчатой АКПП производства Hyundai-Kia.
В итоге, все что, можно из “новья” притянуть сегодня к УАЗу – это китайский Foton Sauvana (мы его уже тестировали) с 2-литровым бензиновым турбомотором и 6-ступенчатым автоматом ZF. Да и то если брать машины 2018 года выпуска, которые, с учетом скидки, стоят от 1 675 000 рублей. А дальше – только б/у. На этом безрыбье “Патриот” с автоматом, со всеми его огрехами, просто обречен на успех…
Читайте также: УАЗ Патриот с АКПП: озвучены цены на внедорожник с автоматом.
P.S. А что там с нашумевшей отзывной кампанией, спросите вы? Представитель УАЗа рассказал нам, что на завод планово возвращается партия нетоварных предсерийных машин, которые передавались дилерам не для продажи, а исключительно для демонстрации и тест-драйвов. Машины не были до конца настроены, но УАЗ пошел на это, учитывая ажиотаж и желание потенциальных покупателей поскорее попробовать машины “живьем” хоть в таком виде.
Источник: auto.vesti.ru