Близкий космос: на новом Land Rover Discovery – по плато Устюрт

0

Хотите увидеть неземные пейзажи с невероятными закатами среди каменных монументов или бирюзовое море среди песчаных дюн? Не надо лететь в космос или на край Земли, все намного ближе: в соседнем Казахстане, на загадочном плато Устюрт, куда мы забрались с экспедицией Land Rover Experince!

На плато стартуем из аэропорт города Атырау. Нас уже ждет шеренга новеньких Discovery 5 HSE Td6. И в этом цвете они отлично смотрятся на местности. Багажники с кофрами и запасками на крыше добавляют солидности, но наслушавшись страшилок про казахстанские дороги, я с опаской смотрю на модные 20-дюймовые литые колеса с покрышки 255/55 General Grabber GТ. Хоть резина и внедорожного класса AT, с более “злым” протектором, чем базовая шоссейная всесезонка, но профиль все равно низковат. Сдюжат ли? Ведь впереди – “Жестокая землю”, как звучит перевод названия плато Устюрт…

Land Rover делает экспедиции не первый год. В 2013 году стартовал проект “Открывая Россию”, который, после обкатки на журналистах, начали предлагать клиентам. В 2018 года перешли на Азию: проект теперь называется “Время новых открытий”. В 2019 году “катают” Байкал, Волгоград, плато Устюрт (на его прокатку мы и приехали), Эльбрус, Грузию, Армению и Турцию. Цена с человека, без учета авиабилетов, около 150-180 тыс рублей.

Пока выбираемся из Атырау на просторы, знаков ограничения скорости в городе как-то не наблюдаем. Поток делает примерно 50 км/час, ориентируемся на него. Выходим на трассу А-27 до Доссора, а там – хороший, ровный асфальт. А от Бейнеу до Шетпе (между ними 310 км по трассе А-33) он вообще новый, причем настолько, что даже разметку не везде успели нанести! Вообще, намотав по асфальту от Атырау до финиша в прибрежном Актау 900 км (по “Яндексу”, это 12 часов пути), могу сказать, что дороги в Казахстане активно строят – как длинными участками, так и кусками, пуская поток в обход по грейдеру.

Вот такой асфальт на трассе А-33 “Доссор-Бейнеу”.

Да, побитые жизнью участки еще попадаются, до них пока дорожники пока не добрались. Ближе к Кульсары и после Шетпе на волнах асфальта наши полностью груженые внедорожники качает вверх-вниз и методично долбит на трещинах и стыках. Но даже там можно не “тошнить”, а поднажать. Тем более, наши машины с 3-литровыми дизелями V6 (249 л.с.) и 8-ступенчатыми автоматами подстегивают: 0-100 км/час – за 8,1 сек, а 600 Нм крутящего момента шустро ускоряют тяжелую машину с хода.

  • Вдоль трасс регулярно встречаются памятники местной флоре и фауне.
  • Кормиться в придорожных харчевнях лучше про запас, между ними неблизкие расстояния. Для перевода цен из тенге в рубли, делим прейскурант на 10.
  • Топливо дешевле, чем в России. В переводе на наши деньги 1 литр 92-го бензина стоит 27-27,5 рублей, 95-й – 30-31 руб/л, дизель – 30-30,5 руб/л. Заправляться лучше тоже впрок, между АЗС тоже немалые перегоны.

Только гонять по казахским трассам – дело рисковое. Вроде и трасса пуста, и прямая до горизонта, и видимость на километры, и покрытие отличное – но регулярно встречаются ограничения в 70 км/час! И допуска в +20 км/час, как в России, нет, если попадешься – штрафы немаленькие. Например, превышение на 10-20 км/час (если перевести на рубли) – это примерно от 2000 рублей, 20-40 км/час – 6500 рублей, а на 40 км/час – уже 13 000 рублей! Так что если нет желания разбираться с Жол-Патрульдik Полициясы, которая особенно “любит” приезжих из России, придется либо рисковать и ехать “во все глаза”, высматривая засады по обочинам, либо смирять внутреннего гонщика.

У дорожной полиции Казахстана разношерстный автопарк. Кроме довольно свежих Skoda Octavia и Volkswagen Polo Sedan, на службе также были замечены Toyota Avalon третьей генерации (XX30, 2004–2012 годы) и “китайцы” JAC S3 (слева) и S5.

Но нас, понятное дело, больше интересует то, что за пределами асфальта. Бескрайние степные дорожки под куполом бездонного неба, причудливые геологические природные образования, объекты старины и Каспий – вот зачем едут сюда издалека туристы почти круглый год! Вот и мы, наконец-то, спрыгиваем с цивилизованных дорог в степи и двигаем к одной из главных местных достопримечательностей.

Гора Шеркала.

Примерно час тряски от Шетпе по грейдерам и грунтовкам (с 20-дюймовыми колесами Discovery на таком покрытии жестковат, особенно сзади) – и из степи вырастает похожая на утес могучая Шеркала, высеченная среди степей ветрами, дождями и временем. У этой 307-метровой горы несколько имен. Одно из них – “гора-лев”, за характерное сходство. Местные зовут Шеркалу “Божьей юртой” и почитает как святое место.

  • Верблюд – такой же вездесущий элемент ландшафта Казахстана, как корова в Индии. Только если у индусов рогатая – это ходячая святыня, то горбатых держат и разводят с более прозаической целью: шерсть, молоко, мясо.
  • Вокруг Шеркалы разбросаны шаровые конкреции – так, по-научному, называются эти необычные каменные “тефтельки”, продукт многолетней эрозии.
  • Свято место пусто не бывает: у подножия горы натыкаемся на очередное древнее кладбище.

От трассы до Шеркалы можно добраться и на легковушке. А добравшись, стоит не спешить и обойти гору вокруг, любуясь пейзажами и новыми гранями.

Мечеть Шакпак-Ата.

В Казахстане масса исторических памятников. Один из самых известных – подземная мечеть Шакпак-Ата в северо-восточной части полуострова Тюб-Караган. Она датируется еще 10 веком и вырублена прямо в известняке, а вот похожие на соты внешние склоны “вылепила” сама природа.

По одной легенде, в древности здесь жил целитель Шакпак-Ата, по другой – одноименный воин.

Каньон на пути к Шакпак-Ата. На горизонте – Каспий.

Берега Каспийского моря поражают разнообразием. Со стороны Астрахани все в протоках, а со стороны Казахстана выкатываемся на широченный песчаный пляж.

Это мыс Песчаный (координаты 43.153346, 51.269998), возле поселка Кызылкум (ориентир – маяк “Песчаный” на подъезда), от которого затем уходим на Курык.

А на противоположной стороне этого пляжа – большие песчаные дюны, этакая местная мини-Африка!

Как удержаться от желания погонять по такой “песочнице”? Правильно, никак! Сдуваем колеса, включаем пониженную, в электронной системе Terrain Response выбираем режим “Песок”, который дольше держит каждую передачу, позволяя крутить мотор под 3000 об/мин и выше…

Сухой, но слежавшийся песок держит, однако лучше идти ходом. Тяги на пониженной передаче в раздатке (ее число 2,9) хватает с избытком.

Каспий в Казахстане – это не только песчаные, но и не менее впечатляющие каменные пляжи с невероятного цвета прозрачной водой. Этот нашелся в 63 км от Актау, по пути в Форт-Шевченко.

Захотите найти этот пляж – вот вам координаты: 44.047411, 50.870094

Еще одна знаменитость плато Устюрт – урочище Босжира (с казахского  переводится как “Блёклая лощина”), на которое мы заходим со стороны Жанаозена. Уже издалека это место узнается по двум характерным “клыкам”. Когда-то тут плескалось древнее море, от которого остались белый известняк осадочных пород и высокие обрывистые берега (чинки).

Урочище Босжира.

Хотя от Жанаозена до Босжира по грунтовкам пылить не один десяток километров, посмотреть на неземные пейзажи (кто-то сравнивает их с Аризоной) едет столько туристов, что в степи раскатаны целые “магистрали”. Место вообще тусовочное: у подножия “клыков” собираются джиперы и путешественники, даже фестивали проводятся. Нам в этот раз повезло: в округе никого не было.

Для понимания масштабов этого природного образования обратите внимание на машину внизу.

На ночь встаем в прямой близости от Босжира, на ровном дне высохшего озера Карашык. Ночью тут прямо через лагерь стадом бредут верблюды, а днем жарко, как на сковородке: если в другой части плато Устюрт можеть быть +40 градусов, то здесь будет под 50.

Озеро Карашык.

Казахский Бонневиль! По этой поверхности машина мчится бесшумно и мягко, как по подушке. Экипажи расслабились, разогнались…

…И с разгона влипли в ловушку, которую нам подготовил коварный Карашык! У берега оказался выход грунтовых вод, которые и подтопили этот край озера. С виду – сухо и твердо, а на деле – расползающийся под ногами и колесами скользкий, соленый “пластилин”.

На днище не сидишь, но и тронуться не можешь, так как липкая трясина моментально забивает протектор и держит крепко.

Копать тут бесполезно: надо домкратить и подкладывать под колеса сэнд-траки или доски. Но у нас не было ни первого, ни второго.

Спаслись переносными электролебедками тяговым усилием 5,4 т, которые организаторы предусмотрительно взяли с собой. Через несколько связанных тросов якорились за те машины, водители которых успели остановиться раньше и не увязли.

После “купания” в солончаке нас ждет очередное испытание степными грунтовками. И там пухлая и мелкая, как сухой цемент, пыль сразу проверяет салон автомобиля на герметичность. Местами она по щиколотки – живописный пылевой шлейф тянется на километры и долго не оседает, чувствуешь себя как на ралли-рейде “Дакар”.

Салон нашего Discovery натиска в какой-то момент не выдержал: пыль клубами повалила… через аудиоколонки задней двери! И режим рециркуляции климатической установки не помог. Пришлось заклеивать скотчем дренаж в нижней части дверей и решетки вытяжной вентиляции в проеме крышки багажника. Еще от избытка пыли стали подклинивать в открытом положении внешние дверные ручки.

  • В правой колесной арке стоит новый, более эффективный радиатор коробки передач. В левой арке вместо прежнего воздушного интеркулера теперь более компактный жидкостной охладитель наддувочного воздуха.
  • Спереди пневмостойка подвески закрыта грязезащитным чехлом. Верхний рычаг подвески и стойка поворотного “кулака” – алюминиевые, нижние рычаги – стальные.
  • Защита мотора и коробки – алюминиевая.

В остальном Discovery сюрпризов не подкидывал. Расход топлива по бортовому компьютеру – от 8,6 до 10,3 л/100 км. И на 20-дюймовых колесах внедорожник был ожидаемо жесковат на грунтовках, но за время поездки наш караван потерял на камнях всего одно колесо. Впрочем, не будем забывать, что это более крепкая внедорожная резина класса АТ с усиленной защитой боковин и плечевой зоны протектора, дающая на камнях и бездорожье больше живучести, чем штатная  шоссейная резина.

Хотя “низкопрофильность” покрышек все равно накладывает некоторые ограничения. Большого запаса профиля по высоте нет, так что если и можно стравить колесо, то примерно до 1,2 атмосфер. И надо осторожничать, так как колесный диск уже почти лежит на боковине покрышки и на жестком покрытии моожно и “пробой” резины получить.

  • Пневмобаллоны задней подвески снизу ничем не прикрыты, между резиновой камерой и ее опорным “стаканом” набивается пыль и грязь. Если периодически там не промывать, со временем абразив может протереть пневмокамеру.
  • Фаркоп складывается сервоприводом, увеличивая угол съезда.
  • Схема задней подвески та же, что и у предшественника. Но компрессор пневмоподвески перенесен снаружи в багажник, где он лучше защищен.

Под занавес нашего пробега выезжаем к еще одному знаковому месту. Эти похожие на пулеметную точку сооружения, на самом деле, воздуховоды еще одного необычного местного памятника – подземной мечети Султан-Эпе IX-XII веков.

Мечеть Султан-Эпе.

Здесь находится могила одноименного святого, который считался покровителем мореплавателей.

Возле мечети – наземный некрополь с деревянными шестами, к которым туристы и паломники привязывают ленточки или оставляют рядом деньги, и обращаются с просьбами к духам святых.

Увы, неделя на плато Устюрт – это слишком мало, все “галопом”. Чтобы проникнуться атмосферой и увидеть еще больше, чем успели мы, сюда и на полуостров Мангистау надо заезжать минимум на пару недель. В идеале – на машине (например, прокатной) и пожить “дикарем”, чтобы свободно передвигаться и самому видеть, как рассветы и закаты играют красками на этих величественных просторах. Путь на своей же машине сюда непростой: например, из Москвы только до ближайшего погранперехода “Вишневки-Жанибек” – 1200 км. А от перехода до той же горы Шеркалы – еще 1500 км. Но если однажды решитесь на такой марш-бросок, увиденное будет стоить каждого пройденного километра!

Источник: auto.vesti.ru

(Visited 9 times, 1 visits today)
Вам также может понравиться