16.09.2010, 17:26
Источник:
«Наша компания принимает Вас на работу, поздравляем!» Порой услышать подобные слова не менее важно и радостно, чем заветное «да» из уст любимого. Но вместо «медового месяца» на новой работе нас ожидает испытательный срок - своего рода форс-мажорные обстоятельства, когда за ограниченное время вам предстоит не только доказать, что вы нужны компании, но и понять, насколько она нужна вам.
Штирлиц идет по коридору…
Одной из самых распространенных причин, по которой сотрудники покидают компанию чуть ли не сразу после испытательного срока, является плохая адаптация. Адаптироваться - значит принять нормы и ценности, существующие в данной фирме, и начать действовать, сообразуясь с установленными правилами.
"Очень многое в жизни новичка зависит от того, насколько первичная информация о компании, данная ему HR-службой и руководителями, с которыми он встречался на собеседовании, совпадает с тем, что он видит и слышит, войдя в нее на правах сотрудника", - говорит Наталья Трубчанинова, старший консультант кадрового агентства. Но как получить достоверные сведения о внутренней жизни фирмы, ведь на первых порах никто не спешит посвящать "чужака" в сложную структуру отношений, складывавшихся не один год? Чтобы достичь цели, полезно представить себя разведчиком: не делая резких движений, наблюдать за происходящим, внимательно слушать, анализировать итоги каждого рабочего дня и… задавать вопросы. В первую очередь необходимо выяснить и запомнить следующее.
· Как структурируется время в организации: принято ли приходить в офис/на совещания заранее или все немного опаздывают, как к этому относится руководство и сотрудники, сколько времени отводится на планерки, во сколько принято уходить домой (реальный "час икс" не всегда соотносится с официальным).
· Каким образом и за какое поведение принято поощрять и наказывать, в частности, какими качествами обладают люди, признанные в компании примером для всех остальных.
· Какая мифология бытует в организации. По содержанию историй из жизни фирмы, которыми старожилы обязательно "угощают" новичка, можно составить себе представление о том, что считается плохим и хорошим, а также об ожиданиях руководства в отношении сотрудников.
· Каким образом принимаются управленческие решения, и осуществляется контроль за их выполнением. Это очень важно для понимания параметров, по которым будут оценивать вашу деятельность, а если вы пришли на руководящую позицию - для того, чтобы не вызвать отторжения у подчиненных, с ходу начав ломать сложившиеся у них стереотипы.
· Как "не наступить на грабли": если ваша позиция не открыта в компании впервые, стоит собрать и проанализировать сведения о своем предшественнике - это помогает избежать множества ошибок.
"Очень полезно "завербовать" нескольких сотрудников, которые станут вашими союзниками на период адаптации, - советует Ирина Таран, кадровый консультант КГ "СЭТ". - Благодаря им вы узнаете о неписаных законах фирмы. Если новичок начинает жить по этим законам и соответствует своей должности в профессиональном плане, у него будут все шансы сделать в организации хорошую карьеру".
Все дело - в духе?
Образ сотрудника, соответствующего образу компании, складывается постепенно, из множества мелких деталей. И не менее чем материальные факторы, важны факторы психологические. Но порой во время испытательного срока новый сотрудник, привлеченный громким брендом компании, солидным соцпакетом, высоким заработком, игнорирует тревожные симптомы - напряженную внутрифирменную атмосферу, конфликты, несоответствие декларативных ценностей компании реальному положению дел. Подобные "браки по расчету" редко оказываются удачными.
"Среду обитания для сотрудника создает не размер кабинета, а дух компании, связанный с корпоративной культурой и взаимоотношениями, - утверждает Валерий Чемеков, директор по персоналу компании "Пересвет-инвест". - К сожалению, многие менеджеры, выбирая себе профессиональное пристанище, по сей день ориентируются на видимые знаки статуса и престижа. Даже если атмосфера очень неблагоприятна, они терпят, приспосабливаются - из-за страха упустить "элементы сладкой жизни". И все-таки практика показывает, что наиболее ценные для бизнеса менеджеры и специалисты имеют высокий уровень самоуважения: если их изначально не устраивает качество взаимоотношений, принятых в организации, они немедленно уходят.
Говорить об испытательном сроке применительно к топ-менеджерам можно лишь условно. Это связано с характером мотивации сотрудников такого уровня: как правило, они не получают "оклад жалованья", а участвуют в прибыли компании (если это не так, то и принадлежность к топ-менеджменту формальна). Поэтому единственное реальное испытание для руководителя высшего звена в первые месяцы работы - продемонстрировать способность заработать для бизнеса (а значит, и для самого себя) те деньги, о которых он договаривался с акционерами. Если это не удастся, ему придется покинуть компанию.
Кроме того, топ-менеджеры в начале своей работы часто оказываются "между двух огней". С одной стороны, им поручаются очень значимые дела и масштабные проекты, которые они должны реализовывать, порой жесткими методами (например, если решение крупной задачи потребует изменить корпоративную культуру). Но, с другой стороны, топ-руководитель, как и любой лидер, рискует оказаться непопулярным, лишиться поддержки коллег и доверия владельца бизнеса. А информация о подобной неудаче в узкой профессиональной среде распространяется очень быстро. Поэтому управленцы такого уровня при приеме на работу задумываются не столько о "технической" стороне первых месяцев работы, сколько о способах "сохранить лицо" в случае преждевременного расставания с компанией.
Эффект "перегревшегося мотора"
Как известно, людям свойственно выдавать желаемое за действительное. Каждый из нас хочет произвести положительное впечатление на коллег, поэтому очень многие на новой работе, подобно бурлакам на Волге, готовы буквально "лечь костьми". В то же время у руководства, наблюдающего за процессом, успевают сформироваться завышенные ожидания в отношении нового сотрудника, и если он внезапно "сбавляет обороты", то возникает закономерное разочарование и недовольство.
Валерий Чемеков поясняет: "Когда человек пересекает "финишную прямую" испытательного срока, он, во-первых, избавляется от угрозы быть уволенным в любой момент по инициативе работодателя (согласно ст.71 Трудового кодекса), а во-вторых - ему обычно повышают зарплату. Надо ли говорить, что первое - это "кнут", а второе - "пряник", которые все три месяца побуждали новичка полностью выкладываться". Когда эти два обстоятельства перестают оказывать влияние, мотивация сотрудника снижается, и его поведение может измениться. Не случайно интенсивность, с которой работают люди в большинстве компаний, редко дотягивает до 100%.
Конечно, работа на пределе сил в первые три месяца может быть своего рода "хитрой тактикой" специалиста, стремящегося доказать, что он идеально соответствует должности. Бывает и так, что новичок реально соответствует всем заявленным требованиям, что жить и работать в экстремальном темпе для него привычно, однако теперь уже коллеги и руководитель оказываются не готовы "бежать" за ним длинную дистанцию. "Иногда компания декларирует, что ей нужен именно такой работник: энергичный, искрометный, харизматичный, сильный - настоящий "мотор", - говорит Наталья Трубчанинова. - Но в большинстве случаев это только декларация, осознанная или неосознанная. И тогда сотруднику остается либо настроиться на общую волну, либо покинуть компанию".
Но все-таки избежать и завышенных ожиданий, и эффекта "перегревшегося мотора" вполне реально, если еще в процессе собеседования четко договариться с будущим руководителем, как будет проходить испытательный срок. По мнению Ирины Таран, новичку необходимо определить зону своей ответственности и понять, каких результатов возможно добиться за время адаптации. "Надо также выяснить, обеспечит ли вас руководство необходимыми ресурсами для достижения этих результатов. При этом важно не брать на себя повышенных обязательств и соотносить желание работодателя со своими реальными возможностями", - поясняет г-жа Таран.
Рано или поздно испытательный срок заканчивается. Когда вы становитесь полноправным членом профессиональной команды, вам не нужно больше ничего доказывать и находиться в постоянном стрессе - достаточно лишь четко выполнять поставленные перед вами задачи. Но опыт, приобретенный в первые месяцы работы (и зачастую в довольно жестких условиях), еще не раз послужит развитию вашей карьеры.
|