16.09.2010, 10:05
Источник:
«Да что тут думать, — резонно скажете вы, — нужно обзванивать вакансии!» Эти чувства вполне понятны: вы открыли наш журнал, и вам не терпится действовать. Но перед тем как набрать номер телефона, указанного в заинтересовавшем вас объявлении, постарайтесь немного разобраться в себе. Поверьте, такой «экскурс» окажется отнюдь не бесполезным. Более того, он станет основополагающим в вашем поиске, делая его эффективным и даже успешным.
Перед поиском работы люди обычно не задумываются, каковы их цели, взгляды, убеждения, ценности и так далее, считая эти понятия чуть ли не философскими и абсолютно абстрактными, не имеющими никакого отношения к такому житейскому делу, как трудоустройство. Напрасно, ведь именно из представлений о себе и складываются составляющие успеха в этом нелегком деле. Начнем с самого элементарного исследования — самооценки. «Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает», — помните слова песни из известного телесериала о школе рабочей молодежи? Почему так происходит? Наше восприятие себя любимого часто бывает очень необъективным. Мы, как правило, или занижаем, или завышаем свою самооценку. Отсюда различные недоразумения, несоответствия и несовпадения.
А казалось бы, что может быть проще? Оцените себя объективно, подойдя к этому вопросу как сторонний, но дружелюбный наблюдатель. Незачем притворяться, будьте откровенны с самим собой. Перечислите без утайки свои навыки и способности. Например, у вас хорошая образовательная база: окончили государственный вуз, курсы повышения квалификации, даже стажировались на зарубежном предприятии аналогичного профиля. Вы владеете иностранными языками. Однако опыт работы у вас небольшой, всего один год. И честно говоря, вы ожидали от вашей должности большего, как сейчас говорят, драйва. К великому сожалению, вы сразу не смогли найти общий язык с другими сослуживцами, постоянно конфликтовали с начальством. Ваше «по собственному желанию» — скорее всего следствие нежелания спаянного коллектива принимать новичка-выскочку, который по любому вопросу имеет собственное мнение. Вам припоминается еще и обидное «всезнайка», брошенное кем-то в спину, другие подтверждающие догадку мелочи.
Обвинять бывших сослуживцев в несправедливом отношении к вам — артель «Напрасный труд». И вы постепенно начинаете понимать, что при наличии глубоких профессиональных знаний у вас абсолютно нет опыта в области межличностных отношений. Поэтому перед тем как устраиваться на новую работу, стоит полистать литературу по психологии общения в коллективе. Иначе на новом месте вас ждет та же самая участь, и так до тех пор, пока вы не набьете болезненных шишек. Один менеджер по рекламе в прессе, например, знал за собой такую особенность — он не мог писать сам рекламные тексты, но блестяще их редактировал. Поэтому он обязательно задействовал копирайтера из рекламного агентства. Другой при всем желании абсолютно не давался иностранный язык, однако она была прекрасным организатором международных приемов. Не страшно, если что-то в вашей оценочной характеристике будет со знаком минус. Не боги горшки обжигают.
Вопрос в другом. Если вы себе в этом признаетесь, это уже значительный шаг вперед. Возможны два выхода: научиться и избежать. В первом варианте, например, вы не знаете компьютер — запишитесь на курсы. Во втором — вы не умеете водить машину, но это и не потребуется для новой должности, не водителем идете работать… Теперь главное — определить, когда и где вы собираетесь осуществить задуманное: «на компьютерные курсы я поступлю сегодня же и пройду их в институте повышения квалификации рядом с домом» или «осваивать компьютер я начну уже в понедельник, и поможет мне Андрей Петрович», что тоже реально, так как одну из сотрудниц нашего отдела разбираться в компьютере научил… внук! При желании все выполнимо, только обязательно проконтролируйте запланированное мероприятие. Не оставляйте его только благим намерением на бумаге.
Итак, вы объективно оценили свои знания и умения, выявили слабое звено, а может, и не одно, наметили реальный план укрепления позиций и начали воплощать его в жизнь. Даже если он рассчитан на несколько месяцев, а то и лет, вы честно можете сказать на собеседовании, что уже, например, посещаете курсы компьютерного обучения или занимаетесь с преподавателем французского языка. Чтобы провести полную инвентаризацию собственного «я», необходимо также хорошо понимать, какие цели и задачи вы преследуете, подбирая новое место работы, какие у вас убеждения и ценности. Только не говорите, что над этим вопросом вы никогда не задумывались, да и не считаете нужным это делать. На подсознательном уровне все давно существует независимо от ваших желаний. Однако, не ставя перед собой конкретной цели, вы умышленно сужаете свои возможности! Да, да, это вещи взаимозависимые. Именно знание цели определяет поступки, поведение. Если ваша высшая цель — зарплата в пятьсот долларов, вы явно намеренно ограничиваете и даже заземляете свой потенциал.
Допустим, вы сразу затрудняетесь сформулировать свои цели и задачи, тогда поговорим о ценностях, то есть качествах, которые являются для вас основополагающими: порядочность, обязательность, исполнительность (или независимость), доброта и открытость, коммуникабельность и так далее. Можно выразить их в другой форме, типа «меньше слов — больше дела!», «служить бы рад, прислуживаться тошно» и так далее. Обнаружение ценностей должно стать фундаментом ваших решений, а значит, это сделает их более гармоничными, соответствующими характеру вашей личности. Возьмем, например, опыт Сергея Никонова, прекрасного специалиста, умницы, много лет работающего на высокотехнологичном предприятии. Он не рвется в руководители, потому что управление другими людьми, если так можно выразиться, противно его натуре. Его больше волнуют механизмы. Результат: он — начальник сервисной службы, а глава его предприятия меняется уже пятый раз… Подумайте, что вы цените больше всего. Так, для Валентины, продавца магазина одежды, главное в работе — хорошее настроение от общения с другими людьми, крепкий коллектив и отличный товар.
Отсюда цель Валентины — помогать людям (в данном конкретном случае) в выборе одежды. «Я как бы связующее звено между товаром и покупателем, — рассказывает она. — Люди приходят в разном настроении, многие очень нерешительны, и даже закомплексованы. Особенно мужчины. Надо к каждому найти свой подход, и ненавязчиво. Выручает внимание к пожеланиям клиентов, и даже, представьте себе, чувство юмора. Зато потом так приятно, когда покупатели приходят еще и еще, приводят родственников и друзей. Спрашивают совета, благодарят». В данном примере цель Валентины вписывается в работу. Отсюда и ее успешность как продавца. Поэтому, определив свою цель, обязательно совместите ее со своей будущей деятельностью. Если она имеет глобальный масштаб (на самом деле это очень здорово!), конкретно распишите шаги к ее достижению.
Допустим, вы решили стать лучшим в своей профессии. Это значит, что необходимо иметь высшее образование (возможно, оно уже есть), даже не одно. Укажите, какое. Постоянно совершенствоваться в знаниях — закончить аспирантуру к такому-то году (точно обозначить), получить научную степень тогда-то, устроиться туда-то, затем через пять лет — в другое место, а еще через два года претендовать, предположим, на должность генерального директора. Непременно работать над имиджем: выступать на профессиональных конференциях, участвовать в выставках, публиковать статьи по своей тематике раз в два месяца, читать вдохновляющие книги по бизнес-психологии, а также не забывать о внешности (парикмахер, стилист, визажист). То есть все то, что входит в понятие «карьеризм» и требуется для продвижения по служебной лестнице. В истории успеха, опубликованной в нашем журнале, известный адвокат Павел Астахов рассказывал, что один радиослушатель назвал его беспринципным карьеристом, пытаясь оскорбить, а он его поправил, что он как раз?таки принципиальный карьерист!
Так и вы. Будьте принципиальны в достижении своих целей, хотя бы в контексте трудоустройства. Если вы почувствовали что-то не то в предложенной вакансии или нынешней работе, не изменяйте себе, лучше поищите другую, более подходящую должность. Позволю себе случай из служебной практики. Программисту Игорю надоело заниматься учетными ведомостями в торговой компании, хотя у него была престижная должность и получал по сегодняшним меркам очень прилично. Игорь понял, что ему хотелось бы видеть результаты своего труда, а не неодушевленные цифры. И несмотря на заклинания родственников и удивленных друзей, крутящих пальцем у виска, он начал управлять программным блоком современной асфальтосмесительной установки… Как-то Игорь ехал по тому новому шоссе, которое проложила его компания, и почувствовал себя не просто гордым, а по-настоящему счастливым!
Не обольщайтесь, не будьте падки на соблазнительные предложения. Выбирайте то, что не вступает в конфликт с вашей личностью, не противоречит ценностям. А для этого научитесь управлять собственными эмоциями. Потому что под действием чувств можно наломать немало дров. «Представляешь, старик, у тебя служебный «мерседес», отдельный шикарный кабинет. Секретарши бегают, не знают, как тебе угодить!» — уговаривают скромного (не только по характеру, но и по способностям) сотрудника воротилы теневого бизнеса в одном из криминальных сериалов. В результате получается, как в басне И. А. Крылова «Парнас», где ослы решили заместить богов и муз: «Если голова пуста, то голове ума не придадут места…» Польстившийся на соблазн поиграть в большого начальника «старик» просто чудом остался жив. Естественно, бедолаге пришлось расплачиваться за собственную глупость негативными эмоциями, которые способны разрушить человека даже физически.
Так, страх обнаружения правды порождает сердцебиение, волнение, учащенный пульс и тому подобное, что в свою очередь отрицательно сказывается на сердце, кровеносных сосудах и других органах. Поддавшись чужому влиянию, не вините других. Только взяв на себя ответственность за происходящее с вами, за свои решения, управляя мыслями и чувствами, вы сможете завершить поиск работы успешно. Это не значит, что вы должны постоянно себя ругать: «Куда это я полез с суконным рылом да в калашный ряд?» Вот этого как раз и не стоит делать. Измените свой внутренний голос с раздражительного контролера на успокаивающего и ободряющего советчика. Негатив, как было сказано выше, очень опасен для человека. И только позитив может быть созидательным и конструктивным. Какой смысл ныть или злиться, что вам хочется получать больше, а работать меньше, — подходящие вакансии от этого появляться не будут.
Поэтому восприятие реальной перспективы поиска работы в более радужных тонах просто необходимо. Она должна стать вдохновляющей частью действий и поступков. Не стоит терять уверенность в собственных силах, даже если после откровенной самооценки вы нашли в себе много слабых звеньев. Что ж, вам есть над чем работать. Как говорила незабвенная Коко Шанель: «Все в наших руках, поэтому не стоит их опускать!» И особенно рассчитывать на авось или волю Божью. Всевышний готов оказать влияние на ваше духовное развитие, но решить за вас, кем работать — кассиром-контролером или товароведом, он не может. Одна милая девушка для ответа на волнующие ее вопросы научилась «работать маятником» — цепочкой с кулоном. А что, решение приходит легко — цепочка идет в сторону — значит, нет. Показывает на тебя — да. Она взяла объявления о вакансиях и начала крутить над ними маятником. В результате девушка все свои проблемы переложила на движение постороннего предмета. О каком успехе в поиске работы может идти речь, если человек не принадлежит себе?
Таким образом, принципиально оценив себя, свои реальные возможности, зная свою цель, наметив перспективы по шкале со знаком плюс, вы берете на себя ответственность за свое будущее. А значит, уверены, что поиск работы обязательно увенчается успехом. Ведь вы руководствуетесь важными для себя ценностями и способны решить возникшие вопросы с максимально возможным удовлетворением. Так, психолог Геннадий Павленко как-то сказал, что «не надо тяжко трудиться, чтобы жить хорошо. Достаточно найти свое призвание и заниматься им. И в этом, наверно, секрет счастья». Конечно, не все так уж просто. Со временем многие представления о своем предназначении и даже призвании могут стать другими. И это нормально — все течет, все меняется. Поэтому подобную «инвентаризацию» собственного «я» очень полезно проводить периодически. Особенно важно делать это перед поиском нового места работы.
|